В прошлой — части VI — мы закончили читать описание храмов, сменявших друг друга в Оковцах на месте явления чудотворных икон и обнаружения святого ключа. Начало исторических записок протоиерея Владимира Успенского: часть I, часть II, часть III, часть IV, часть V.

Теперь узнаем подробнее о главных Оковецких святынях — чудотворных образах.

В. ОКОВЕЦКИЕ ЯВЛЕННЫЕ ИКОНЫ

Первая из этих икон представляет лик Божией Матери с Предвечным Младенцем на левой руке Ее сидящим и святителем Николаем тут же предстоящим. Вторая представляет четырехконечное изображение Честного Креста Господня с коническими верхушками каких-то зданий при подножии. Величина 1-й 1,5 вершка (6,67 см) длины и 1, 5 вершка ширины, второй — 2 вершка (8,89 см) длины и 1,5 вершка ширины.

Явление их, по словам рукописи, последовало в 7047 (1539) году. Сперва явилась икона Креста около праздника Вознесения Господня. Двум хищникам — Ивану и Ермолаю. Потом в день Пятидесятницы, 25 мая того же года, явилась икона Богородицы черноризцу Стефану и бывшему с ним народу. Они явились на местности, занятой теперь церковью и кладбищем, называвшейся тогда Пыршенским городищем, на двух соснах, стоявших одна от другой на расстоянии 10 локтей (около 4, 7 м).

Множество чудес, совершились сперва при самом явлении в присутствии черноризца Стефана, о которых он свидетельствовал в своем донесении великому князю и митрополиту. Потом свершились чудеса в присутствии посланных от великого князя и митрополита на городище для исследования истины явления икон и чудес духовных и мирских лиц. Они удостоверили власти в истине явления икон и в их чудотворной силе. И по совещанию митрополита с великим князем предписано было на Пыршенском городище построить церкви.

Спаситель обращен прямо к молящимся

Когда по повелению великого князя и митрополита святые иконы, вероятно, для точнейшего удостоверения в их чудотворной силе взяты были в январе месяце 1540 г в Москву, то во время шествия с ними присутствующая в них сила благодати Божией проявила себя в г. Ржев, мимо которого были несены иконы. Там получили исцеление 9 человек больных. При внесении в Москву иконы были встречены с великою честью самим государем Иоанном IV, братом его Юрием, митрополитом со всем духовенством и множеством народа, близ монастыря Новинского. На месте, где встречены были иконы, государь повелел поставить церковь во имя Пречистой Богородицы.

Об этом перенесении икон в Москву сохраняется известие и в летописях. Именно в Воскресенской летописи под 7048 годом говорится об этом так: «Лета 7048 (1540) генваря принесены были ото Ржева на Москву две иконы чудотворные образ Пречистая Богородицы Одигитрии, а другая икона Крест честный; и сритоша чудотворныя иконы со кресты преосвященный Иосаф митрополит со всем священным собором и князь великий Иван Васильевич всея Руси с братом своим Юрьем и с боляры и со всем народом близ новаго монастыря митрополича. И повел князь великий на том месте храм постави во имя Пречистыя Богородицы».

Неточность сказания летописей о месте, откуда принесены были иконы произошла оттого, что на месте явления их еще не было селения с названием Оковец. А было незаселенное городище, называвшееся по речке Пыршенским и вокруг его большой лес и место это состояло в Ржевском уезде. Между тем эта неточность сказания послужила причиной того, что в некоторых печатных месяцесловах и календарях явленная икона Богородицы имеет название Ржевской. А в одном из недавних печатных изданий о жизни Пресвятой Богородицы и Ее явленных и чудотворных икон по поводу той же неточности говорится, что явленная икона Богородицы Ржевская находится в городе Ржев в приходской церкви в честь нее устроенной.

Этим не ограничивается неверное показание о явленной иконе разных печатных изданий. В некоторых календарях на 1870 и 71 годы и в месяцеслове и святцах на 1872 год икона Богородицы Оковецкой отделена от иконы Богородицы Ржевской и явление первой отнесено к 8 июля, а празднование второй = к 11 июля. И кроме сего во Всероссийском общедоступном календаре на 1871 год по поводу молчания летописи о возвращении явленных икон из Москвы говорится, что первая икона, т.е. Оковецкая, находится в городе Ржев, а вторая, т.е. Ржевская, — в Москве в церкви во имя ее у Пречистенских ворот. Тогда как в этих церквях находятся только древние снимки (списки) с подлинной явленной Оковецкой иконы.