В части VII исторических записок протоиерея Владимира Успенского мы начали подробнее знакомиться с Оковецкими чудотворными иконами. Сегодня публикуем продолжение этого рассказа.

Начало повествования: часть I, часть II, часть III, часть IV, часть V, часть VI.

Святые иконы находились в Москве в соборном храме Успения Богородицы с 11 января 1540 г. до июля месяца того же года. Потом по повелению государя и митрополита поставлены были в новосозданном храме. Отсюда в начале июля по совершении литургии они отпущены были опять на Пыршенское городище.

Успенский собор в Москве

Как бы памятником временного пребывания икон в Москве и по ныне есть там церковь во имя Пресвятой Богородицы Ржевской (у Пречистенских ворот) с приделом во имя св. Николая Чудотворца. Эта церковь построена в 1686 г. окольничим Петром Кондыревым. Есть в Москве и другая церковь во имя Пресвятой Богородицы Ржевской. Это церковь Ржевской Богородицы на Поварской улице с приделами св. Николая и св. бессребреников Косьмы и Дамиана.

Которая из этих двух церквей построена на месте встречи икон Оковецких, не зная определенно положения улиц в Москве, ничего не могу сказать. Но предполагается, что на месте встречи построена церковь на Поварской улице, что кажется достоверным, потому что Поварская улица имеет более близкое положение к Новинскому валу, около которого, вероятно, стоял Новинский монастырь — место встречи святых икон.

Новинский монастырь был разрушен во времена советской власти

Есть и во Ржеве церковь во имя Пресвятой Богородицы Ржевской или Оковецкой, которая иначе по приделу во имя Рождества Иоанна Предтечи называется Предтеченскою. С 1852 года и в Осташкове устроен придел во имя Пресвятой Богородицы Оковецкой или Ржевской при Осташковском соборном храме.

Святые иконы перенесены из Москвы на Пыршенское городище, по словам рукописи о явлении их, на восьмой день после отправления их из Москвы. Следовательно, судя по времени отправления их из Москвы в первых числах июля 1540 года — около 11 числа сего месяца. Это и послужило побудительной причиной к установлению празднования в честь явленной иконы Пресвятой Богородицы Оковецкой 11 июля. Это празднование вероятно с 1540 года и установлено и началось как на месте явления икон в Оковцах, так и во Ржеве, и в Москве. Подтверждение этому увидим скоро из примера празднования еще в половине XVII века в Новгороде. С давнего же времени празднование этой иконе стали означать и в святцах. По крайней мере, в одних довольно старинных виденных мною лицевых святцах, печатанных на бумаге в 1713 и 14 годах, уже означено это празднование под 11 числом июля и с прибавлением какого-то хождения ( из сноски: «В сей день празднуем иконе Ржевской Богородицы и хождение»).

Под 11 же числом июля означается и явление этой иконы, что, впрочем, несправедливо, потому что настоящее число явления иконы Богородицы есть 25 мая (из сноски: 11 числа, как можно предполагать, состоялось соборное определение о почитании этой иконы явленной и чудотворной).

Кроме этого времени еще празднуется иконе Пресвятой Богородицы в самом селе Оковцах в праздник Вознесения Господня, потому что около этого праздника совершалось начало явления, т.е. явление иконы Креста. Еще празднуется в пяток перед днем святого пророка Илии, потому что по сказанию древней рукописи о явлении, в год явления пред днем святого пророка Илии получили исцеление 42 человека. И наконец еще бывает празднование в честь иконы Оковецкой 12 декабря. Оно установлено в память бывшего будто в это число возвращения икон в Оковцы из Новгорода, куда они были отнесены в начале XVII века по случаю угрожавшего Оковецкой церкви от литовцев разорения.

Святые иконы во время пребывания их в Новгороде стояли в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Торговой стороне и были в великом уважении. Из древнего рукописного устава Новгородского Софийского собора видно, что в день явления их совершаем был в эту церковь из Софийского собора крестный ход. И из древнего рукописного чиновника Новгородского архиерея видно, что в этот день совершал там служение сам Новгородский владыка.

Во время пребывания икон в Новгороде совершались от них иногда исцеления. Так в 1660 г 11 июля, следовательно в самый праздник, молясь пред иконами, получил исцеление от тяжкой глазной болезни, как после сам засвидетельствовал, Новгородской церкви святого исповедника Василия, епископа Парийского, священние Венедикт Прокопиев и дочь его. Памятником пребывания в Новгороде иконы Оковецкой Пресвятой Богородицы остается доселе существующий список с этой иконы, находящийся в Новгородской Успенской церкви на Торговой стороне.

Икона Пресвятой Богородицы в драгоценной ризе

Чудеса, сопровождавшие явление святых Оковецких икон, потом совершавшиеся и в Москве, и в Новгороде, и на месте явления — послужили тому, что иконе Пресвытой Богородицы Одигитрии Оковецкой усвоено название не только явленного, но и чудотворного образа. И это название присвоено ей не только в писцовых книгах 1624 и 25 годов, но и в официальных бумагах половины XVIII века. Чудотворная сила святых Оковецких икон не оскудевает и поныне.

Обе явленные иконы в снимках (списках) изображаются обыкновенно на одной иконной доске на соснах. Впрочем, икона Богоматери со святителем Николаем в древности писалась иногда и отдельно от иконы Креста. Такая, например, есть икона в Ниловой Столобенской пустыни в архиерейских кельях.

В Оковецкой церкви подлинные явленные иконы вставлены в другой небольшой иконной доске, на которой снизу на левой стороне изображены Успение Божией Матери, напоминающее имя того Новгородского храма, в котором временно стояли иконы. А на правой — святой Алексий, Человек Божий, Нифонт, архиепископ Новгородский, и великомученица Екатерина. Икона эта с утвержденными в ней явленными иконами стоит в малом киоте за отворчатым стеклом. Киот утвержден в большом местном образе главного храма с изображениями ликов Богоматери разных явлений, стоящем по левую сторону царских дверей иконостаса этого храма.

Икона Богородицы Владимирской в ризе, унизанной жемчугом

Настоящее украшение явленных икон состоит из золотых чеканных венчиков на ликах Богоматери, Богомладенца и святителя Николая первой иконы из серебряных чеканных окладов полей и таких же, вынизанных сверху жемчугом, риз той и другой иконы. Украшение на иконе с изображениями Успения Богоматери и свв. Алексея, Нифонта и Екатерины, состоит из серебряной вызолоченной чеканной ризы на всей иконе. Кем и когда именно устроена прежняя риза на икону Успения с тремя святыми, а также, украшения явленных икон — неизвестно. Пред явленными иконами каждое Богослужение горит большая свеча от усердия граждан города Осташкова.