В предыдущих частях «Исторических записок» — часть I, часть II, часть III и часть IV — мы узнали об обретении чудотворных икон и появлении святого источника, о местной природе и исторических перипетиях.

В данной части автор, протоиерей Владимир Успенский, рассказывает о храмах, построенных на месте явления святынь.

Б. ЦЕРКОВЬ СЕЛА ОКОВЕЦ

До построения каменной церкви в селе Оковцах при самом начале, т.е. вскоре после явления икон, было две деревянных церкви. Одна во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии Оковецкой, или как называется в месяцесловах Ржевской, с приделом св. Николая Чудотворца. Другая во имя Происхождения Честных древ. Вскоре после литовского разорения в 1624 и 25 гг. упоминается одна церковь Чудотворного Образа Пресвятой Богородицы с приделом. Перед временем построения каменной церкви, т.е. в половине XVIII столетия, было опять две церкви деревянных. Одна во имя Пресвятой Богородицы с приделом — она стояла близ места, где было явление икона Богородицы, где теперь каменная церковь. В ней совершалось Богослужение летом. Другая, во имя Происхождения Честных древ, — она стояла близ места, где было явление иконы Креста и где теперь находится деревянная часовня. В ней совершалось богослужение зимою.

В 1750 году предпринято было на месте деревянной церкви во имя Богородицы вновь построить каменную церковь, на что и испрошено было благословение преосвященного Митрофана, архиепископа Тверского. Для этого подряжены были каменщики — Селижаровской подмонастырной слободы крестьяне: Фома Павлов Козлов, да Иван Ерофеев, — и дано им в задаток денег 130 рублей.

Нило-Столобенская пустынь сегодня

Но они, взявши задаток, подрядились и начали строить каменную церковь в Ниловой пустыни на святых восточных воротах во имя преподобного Нила Столобенского чудотворца. По жалобе на них оковецких священнослужителей, предписано было настоятелю Ниловой пустыни, игумену Владимиру, деньги, взятые этими каменщиками в задаток, возвратить из монастырской казны в зачет заработанных денег, а им велел продолжать работу в Ниловой пустыни.

Поэтому строить каменную церковь в Оковцах подряжен был Осташковской синодальной слободы крестьянин Иван Семенов Мосягин, который в два года и построил ее. Освящение ее по благословению преосвященного Вениамина, архиепископа Тверского, совершено 15 июля 1754 года. В 1755 и 56 годах построена при церкви над западным входом тем же мастером и каменная колокольня.

Церковь Божией Матери Одигитрии в Оковцах сегодня

Между тем, деревянная церковь во имя Происхождения Честных древ во все время строения каменной церкви и после того, до 1772 года, оставалась нетронутой.

Это видно из того, что священнослужители близкого к Оковцам погоста Троицы Селилова в 1771 году по случаю истребления их церкви в этом году пожаром просили было о перенесении Оковецкой деревянной церкви в их погост для построения из нее новой церкви. Но потом отдумали и испросили благословения строить церковь из нового леса.

Когда и как уничтожилась эта деревянная церковь — пока остается неизвестным. На месте ее стоит теперь небольшая деревянная часовня с немногими иконами, оставшимися от прежнего иконостаса главного нынешнего храма. В замен ей в 1767 — 1770 гг. с южной стороны холодной каменной церкви прикладен каменный придел во имя Происхождения Честных древ, при чем пять окон южной стороны холодной церкви были заделаны.

Возле современного храма в селе Оковцах

В 1774 г. по представлении экономического казначея Флора Верховского о дозволении Оковецким священнослужителям на имевшиеся в их церкви 500 рублей починить и укрепить против церкви берег, подмываемый водой речки Паршни, с разрешения преосвященного Платона, архиепископа Тверского, берег этот починен и укреплен. И сверх того, около самой церкви, вокруг ее идущие во все стороны покатости для удобного совершения крестных ходов заровнены на некоторое протяжение насыпанной землей.

Церковь ныне существующая об одной главе и имеет три престола. Она в нижней части квадратная, в верхней — восьмигранная. У окон наличники имеют вид полупилястр, состоящих из вытесанных попарно одна на другой стоящих каменных баляс. Крыша на всей церкви железная, устроенная вместо прежней деревянной в 1825 г., с деревянными подзорами.

Продолжение следует — часть V