Закончилось Смутное время. На троне утвердилась новая династия. Россия превратилась в Империю. Оковцы оправились от последствий войны и моровой язвы и начали снова разрастаться.

Предыдущие публикации:

В переписных книгах 1678 года, составлявшихся в Ржевском уезде Дмитрием Телегиным и подъячим Григорием Клочковым, значится уже при патриаршем селе Оковцах один священник и, кажется, Семен Минин, которого имя и отчество написаны, вероятно, его же рукою на конце старинного напрестольного Евангелия, печатанного в 1663 году, о котором будет сказано ниже, в конце статьи. И два церковника, то есть два причетника, и следовательно была в это время и церковь.

На довольство священнослужителей отрезана была в это время только пустошь Акинина и одна треть пустоши Столыпина, а вся остальная земля предоставлена была в пользование патриаршим крестьянам, которые жили в самом селе Оковцах и еще поселились на пустоши Гридкиной.

В 1724 году и после сего, до 1764 года, село Оковцы вместе с Осташковскою патриаршею слободой состояло под ведением одного общего управителя. В 1722 году, по штатам, при церкви погоста Оковец по числу приходских душ положено быть двум священникам. По второй ревизии всех синодальных крестьян синодального села Оковец с принадлежавшими к нему деревнями исчислено 464 ревизских душ. В пользование им отдана была вся земля, значившаяся по писцовым книгам церковною, земля пустоши Акининой, пустоши Гридкиной и пустоши Столыпина. А священнослужителям оставлено только 15 десятин.

Церковнослужители входили с жалобой об этом к Преосвященным Тверским, но ничего не получили по прошению. При межевании земли в 1777году им церковной земли не прибавлено и потому, в проезде Оковцами для осматривания вотчин Тверской экспедиции Германа Ивановича Гинцеля, священнослужители простили его об удовольствовании их землей. И он добавил им еще 18 десятин.

По отъятии в 1764 году от монастырей, архиерейских домов и церквей крестьян, синодальные Оковецкие крестьяне поступили в ведомство Коллегии экономии и стали называться экономическими.

Рыбные ловли в реке Пыршне до 1775 года были отдаваемы из оброка Оковецким крестьянам вместе с рекою Песочнею по 60 копеек в год. По переименовании Осташкова из посада городом сделано новое разграничение Ржевского уезда от Осташковского, по которому село Оковцы с большею половиной его прихода перешло в Осташковский уезд, в котором и состоит теперь.

По клировой ведомости Оковецкой церкви 1856 года всех крестьян в приходе погоста Оковец, как в Осташковском, так и в Ржевском уездах, значится 1078 душ мужского пола и 1255 душ женского пола. В селе Оковцах с 1867 года состояит один комплект священнослужителей: священник, дьякон, дьячек и пономарь.

Говоря об истории местности нельзя умолчать о часовне, стоящей на святом ключе. В двух верстах от села Оковец на левом берегу речки Пыршни стоит уединенная деревянная часовня с иконою Оковецкой Богоматери и Животворящего Креста. При этой часовне находится источник, называемый Святым Ключом. Вокруг него сделан деревянный обруб с деревянным навесом на столбах и к обрубу приделан лоток для стока воды из источника.

Оковцы до революции
Фото начала XX века. В то время была построена и новая ротонда и каменная часовня

Вода источника очень холодная и прозрачная и бьет из земли во многих местах с такой силой, что камень не иначе падает на дно ключа, как сделав несколько извилин. Народ питает к этому источнику благоговение.Приходящие на поклонение чудотворным иконам непременным долгом считают сходить на этот источник и, помолившись в часовне, умываются и пьют из него воду. Из позднейших чудес видно, что иногда совершаются при нем исцеления. В пяток перед днем Святого Пророка Илии совершаются иногда крестные ходы из церкви на Святой ключ. Для чего и дорога к нему в местах влажных укреплена фашинником (связки прутьев). Остается только желать, чтобы здесь была часовня вместо деревянной — каменная. Что, может быть, и устроит Царица Небесная при усердии почитателей Ее.

Продолжение следует — часть V