Начинаем публиковать исторические описания села Оковцы, его храмов, святого источника. Этот уголок Тверской глубинки стал темой для нескольких авторов конца XIX — начала XX веков.

Сегодня мы почитаем начало «Исторической записки о селе Оковцах и о явленных Оковецких иконахПресвятыя Богородицы Одигитрии и Животворящего Креста», составленной в 1878 году протоиереем Владимиром Успенским (1824 — 1894 гг). Он был увлеченным краеведом и педагогом. Память этого замечательного пастыря достойна отдельной статьи (которая обязательно появится на нашем сайте!).

Протоиерей Владимир Петрович Успенский

Мы позволили себе немного сократить некоторые описания, адаптировали текст к нормам современного языка. Но, надеемся, что стиль «Исторической записки» сохранился. Полный текст можно прочитать здесь.

Историческая записка о селе Оковцах и о явленных Оковецких иконахПресвятыя Богородицы Одигитрии и Животворящего Креста

Предисловие

По прекращении в XV столетии в нынешнем Осташковском и Ржевском уездах владения неправоверных литовцев и по вступлении того и другого уезда под нераздельную власть государя Московского, когда в северных пределах Осташковского уезда сиял добродетелями прославляемый ныне угодник Божий преподобный Нил, Столобенский чудотворец, вознося молитвы о градах и весях страны, в пределах которой свыше было указано ему жительство, — южные пределы этого уезда приосенены были благодатью Божею: на месте нынешнего села Оковец явились в 1539 году чудотворные иконы Пресвятыя Богородицы Одигитрии и Животворящего Креста.

А. СЕЛО ОКОВЦЫ

Описание местности села Оковец

Село Оковцы, место явления святых икон, находится в Осташковском уезде на левом берегу речки Пыршни (сегодня Пырошня), впадающей в реку Песочню, а с нею — в реку Волгу.

Селение расположено к востоку на полукруглой возвышенности, оканчивающейся на востоке двумя, близь самой реки, полукруглыми же возвышениями. На правом из [них] стоит каменная церковь села Оковец (иконы Божией Матери Смоленской), на левом деревянная часовня. [Эти холмы] покрыты растущими на них кудрявыми соснами, что дает местности очень привлекательный вид.

Современный вид на храм в Оковцах

История этой местности и ее окрестностей

В древние времена, до явления в Оковцах чудотворных икон, на месте села Оковец и по окрестностям стоял дремучий лес и была чрезмерная глушь. Этот лес был, вероятно, продолжением леса, обнимавшего собою почти всю юго-западную часть Осташковского уезда и прилегающий к ней край Смоленской губернии. В [этом] лесу берут начало реки: Волга, Западная Двина и Днепр. В некоторых летописях [он] называется Оковским — название, имеющее один корень с названием села.

В этом лесу на самом месте последовавшего здесь явления икон, было, по словам той же рукописи, какие-то городище малое и плохое. Городищем названы в рукописи вышеупомянутые два, подходящие к речке Пыршне, возвышения. Городище названо Пыршенским. Это название Пыршенского городища усвоено местности села Оковец и в писцовых книгах 1624 и 1625 годов Иова Лачинова.

Не видно, чтобы здесь было какое-нибудь укрепленное литовское селение времен властвования в XIII и XIV столетиях в Ржевском и Осташковском уездах литовцев, хотя такие укрепленные селения находились [тут], и даже некоторые недалеко от Оковец. Потому название городища или должно переносить нас к более отдаленным временам или название усвоено местности единственно по фигуре этих возвышений, как будто насыпанных руками человеческими для укрепления.

На другой стороне от городища за речкою Пыршнею к востоку, в 4 верстах от нее, находилась деревня Дрябки (позже Бредки). На той же стороне, несколько далее деревни Дрябков, на том месте, где теперь деревни прихода погоста Солодомли, находились земли и деревни помещика Ивана Стефанова Повадина.

Крестьяне этих деревень были грубые, необразованные, но с сердцем простым и открытым к вере. Между ними некоторые занимались и недобрым ремеслом хищничества.

Город, к уезду которого принадлежала местность Оковец, был Ржев Владимиров. Уезд его, до наименования в 1772 году Осташкова городом, вмещал в себе нынешний Осташковский. Ржев Владимиров состоял тогда, до учреждения губерний, и по гражданскому и по церковному управлению в Московской области.

Продолжение: ЧАСТЬ II