Явленная в 1539 году в Оковцах икона Пречистой Богородицы относится к иконографическому типу Одигитрия (Путеводительница). Ей предстоит свт. Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец.

В предании об обретении образа сказано, что он был небольшой, старинного письма. С иконы сразу были сделаны списки. Позже появились различные варианты изображения Богоматери Оковецкой (их разнообразие представлено ниже).

Тип изображения Божией Матери Одигитрия

В переводе с греческого «Одигитрия» означает «Путеводительница». Исторически название этого типа икон связывают с женским монастырем Одигон под Константинополем. Рядом находился святой источник, воды которого исцеляли незрячих. Насельницы обители встречали страждущих слепых и сопровождали их к роднику.

Главной святыней Одигона был образ Божией Матери (известный у нас, как Влахернская). А на Руси икона Пречистой Богородицы Смоленская часто именовалась просто Одигитрия.

Мы видим, что особенностью этого типа иконографии являются позы Младенца-Спасителя и Богоматери. Господь благословляет, а Пречистая Дева указует на Него рукой.

В этом жесте Матери Божией раскрывается глубокий богословский смысл Одигитрии: Она показывает нам путь ко Христу и со Христом. Как передает в Евангелии св. ап. Иоанн (10:9) слова Спасителя:

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет

Нас, слепых скитальцев, Богородица ведет единственно верной дорогой, являет нам истинную цель всех трудов и усилий.

Особенности иконографии Богородицы Оковецкой-Ржевской

Тот образ, который был обретен в XVI веке на Тверской земле, исчез в 30-е годы XX века. Сегодня мы прибегаем к его спискам разного времени. Но Оковецкая икона Пречистой Божией Матери всегда узнаваема: рядом с ней (обычно, слева) изображен святитель Николай Мирликийский.

Предвечный Младенец сидит на левой руке Богородицы или стоит (по-видимому, на коленях Матери; Его ножки прикрыты краем Её омофора). Его правая рука поднята в благословении. На некоторых иконах этот жест направлен скорее во вне — Христос фронтально обращен к молящимся. На других — Младенец смотрит на Пречистую и создается впечатление, что Свое благословение Он передает нам через Нее.

Святитель Николай, традиционно, находится за левым плечом Богородицы. На образах, представленных выше, фигура Чудотворца заметно меньше фигуры Божией Матери. И даже может сложиться впечатление, что он стоит поодаль.

Но это было бы возможно в прямой, привычной нашему глазу, перспективе. Однако, зная законы иконописи, где перспектива обратная, мы понимаем, что здесь размер фигур отражает их сакральную важность.

Без сомнения изображения Спасителя и Матери Божией — главное содержание иконы. А предстоящий свт. Николай — дополняет композицию. Фигуры предстоящих могут быть и еще меньше:

Богородица на престоле с предстоящими. Икона Вологодского письма

Но почитание святителя Николая Чудотворца на Руси было настолько велико, что на некоторых списках Оковецкой иконы его фигура равновелика фигуре Божией Матери. И такая композиция, скорее, выглядит непривычной:

Также, известны варианты образа Божией Матери Оковецкой-Ржевской, которые заметно отличаются от привычного типа. Например, это может быть Одигитрия, развернутая в правую сторону, без святителя Николая:

Интересен образ, который по сюжету является Оковецким, но по иконографии Пречистой Девы с Младенцем очень близок к Владимирской Божией Матери, которая представляет тип Елеуса (Умиление). Богородица приникает щекой к щеке Спасителя — это один из самых пронзительных иконописных сюжетов!